О, посмотрите, я внезапно написала пост в дневник. Я же послала дневники к чертям еще в прошлом году. Ну какая же неожиданность.
да я всего лишь записала пару фраз и сохранила черновик, потому что удобно, а потом понеслосьЯ долгое время не могла сформулировать, что мне так не нравится в фанфиках. Не во всех, конечно, в некоторых, и даже не "что", а скорее "как". И даже теперь не могу сказать с уверенностью, не является ли моя неприязнь просто особенностью восприятия, обусловленной характером.
читать дальшеНачну с предыстории. Ситуация достаточно общая, но я буду говорить о конкретных вещах.
Кто-то когда-то рекнул мне (не лично) фанфик по Мору. Утопии. В тот момент меня чрезвычайно интересовал внутренний мир этого человека (потому что меня интересует внутренний мир каждого человека, с которым мне выпадает общаться), по этой причине я конечно же глянула на текст... и убежала с воплями. Потому что он оказался совершенно невыносимым. Пожалуй, это был один из тех немногих текстов, про которые я могла бы сказать: "Это не плохо, даже наоборот, но я предпочту держаться подальше". А потом какой-то другой человек мне сказал: это не повод ставить крест на игре. Мудрая мысль! Фанфики гораздо чаще отражают не канон, а душу и разум автора фанфика. Совершенно естественно, что не к каждой душе хочется прикоснуться (я часто одергиваю себя). Но дело-то было не в этом! Мораль история такова: можно спокойно игнорировать аспекты, которые не нравятся, и сосредоточиться на том, что покажется важным. И зацепит. Если таковое найдется в каноне.
И вот к чему я веду. Некоторые произведения позволяют это делать, а некоторые нет. И первое я часто встречала в канонах, а второе гораздо чаще в фиках.
И почему я заговорила именно о Море... ну, я уже неделю в нее играю и с некоторыми фиками тоже ознакомилась. Здесь становится важна метафора твириновой дури, что постоянно всплывает в текстах. И я подумала: вот оно! Это и есть то самое ощущение!
От фиков. Не от канона. Канон в нашем случае увлекателен и чертовски милосерден. Отчасти, потому что это игра, отчасти, оттого, что это ХОРОШАЯ игра.
Так вот. Есть тексты, в которых читателю хорошо и уютно независимо от того, что в этих самых текстах происходит. Потому что есть пространство для маневра, свобода эмоций и мнений. Читатель может сам выбирать, как относиться к героям и событиям, и где именно находится его "я". Считает ли он себя наблюдателем? Сочувствует ли он герою, идентифицируется ли с ним? Или он идентифицируется с антагонистом и вообще смотрит на все с другой стороны?
Есть варианты. Но в этом прелесть чтения. Книга - это приключение, независимо от размера и жанра.
Есть и другие. Эти набрасываются и душат. В них нет читателя, ни в качестве наблюдателя, ни в качестве участника. Его "я" грубо стирается, его попросту сносит лавиной эмоций и ощущений. Авторских эмоций и ощущений. Такие тексты не пытаются увлечь, не спрашивают, хочет ли читатель этого, готов ли он к этому, а просто берут и без прелюдий обрушивают на него все свои чувства.
Я хотела поставить вопрос, но, написав предыдущий абзац, поняла, что в этом нет необходимости. Возможно, все проще, чем казалось?
Потому что, чем неумелей автор, тем больше и явственней он проявляется в тексте. С этим можно поспорить. Да я бы сама высказалась против! Потому что автора в тексте всегда много, так должно быть. Секрет в том, чтобы его спрятать, замаскировать.
Но дело не только в компетентности, тут все немного менее очевидно.
Если литература это диалог (а это диалог, и если не принимать в расчет этот факт, можно растерять всех читателей), то должна быть какая-то культура. Мы не спешим выворачивать нутро ни перед первым встречным, ни даже перед хорошим другом. Не потому что боимся. Точнее боимся, но не за себя. Это может быть неприятно, грубо, неуместно и так далее. Мало ли причин. Разве с искусством не то же самое? Даже если искусство - это эротические новеллы по мотивам произведений массовой культуры. Тут вопрос только в масштабе, а подход должен быть тем же.
Вернемся к авторам. Я достаточно долго изучаю фэндомы, чтобы знать, что многие используют фанфикшн только для того, чтобы высказаться. Нет, не сказать что-то важное, а просто слить ненужные эмоции. Как высморкаться. Только вот платок в нашем случае случайный читатель. Интернет давно стал свалкой и эмоциональным унитазом.
Не могу сказать, что способна по тексту пронзить у автора депрессию или другие расстройства, но в некоторых случаях душевное неблагополучие очевидно.
В некоторых случаях душевное неблагополучие автора становится душевным неблагополучием читателя.
Вы только взгляните на этих экзальтированных школьниц в комментах...
В общем, мне кажется, что это ужасно вредно. И я верю в зло, заключенное в словах.
Честно? За недостаточную тактичность я бы сжигала рукописи (иногда вместе с авторами). Потому что сила искусства, такие дела. Но тут есть две проблемы.
Во-первых, я не могу оценить степень своей объективности. Что хорошо одному, у другого вызовет несварение. И есть вероятность, что я просто гиперчувствительна к некоторым вещам.
Во-вторых, я вот вообще не уверена, что сама никогда так не делала.
Но из этого можно сделать два вывода:
Если кто-то действительно сочтет мои тексты удушающими, значит, все делают это неосознанно. Да и какая здесь может быть осознанность?
Если же нет... то мне и не дано понять, сколько ни рассуждай. Тут нужно особое строение мозга. Или особое состояние сознания.
у меня даже нет тега для таких постов
Просто вот той же лавиной личных чувств автора либо предельной однозначностью позиции относительно того или иного героя, события, поступка славны не одни плохие фанфики, но и иные очень даже хорошие произведения литературы. Прямо из золотого фонда классики. При этом некоторые из них давят и сносят лавиной именно негативных эмоций, душевной боли, через которую читатель пробирается к финалу - не всегда светлому.
Я точно против ООСа в фанфикшне в угоду пресловутому "высмаркиванию". Полагаю, что у меня точно есть для тебя "душные" тексты, но греха за собой не вижу, когда такое подчинено определенной идее. Другое дело, что идея может вызывать отторжение. И кричащий в голос автор - определенно не есть хорошо... Если автор неумелый и истеричный.