О, посмотрите, я внезапно написала пост в дневник. Я же послала дневники к чертям еще в прошлом году. Ну какая же неожиданность.
да я всего лишь записала пару фраз и сохранила черновик, потому что удобно, а потом понеслось
Я долгое время не могла сформулировать, что мне так не нравится в фанфиках. Не во всех, конечно, в некоторых, и даже не "что", а скорее "как". И даже теперь не могу сказать с уверенностью, не является ли моя неприязнь просто особенностью восприятия, обусловленной характером.
читать дальшеНачну с предыстории. Ситуация достаточно общая, но я буду говорить о конкретных вещах.
Кто-то когда-то рекнул мне (не лично) фанфик по Мору. Утопии. В тот момент меня чрезвычайно интересовал внутренний мир этого человека (потому что меня интересует внутренний мир каждого человека, с которым мне выпадает общаться), по этой причине я конечно же глянула на текст... и убежала с воплями. Потому что он оказался совершенно невыносимым. Пожалуй, это был один из тех немногих текстов, про которые я могла бы сказать: "Это не плохо, даже наоборот, но я предпочту держаться подальше". А потом какой-то другой человек мне сказал: это не повод ставить крест на игре. Мудрая мысль! Фанфики гораздо чаще отражают не канон, а душу и разум автора фанфика. Совершенно естественно, что не к каждой душе хочется прикоснуться (я часто одергиваю себя). Но дело-то было не в этом! Мораль история такова: можно спокойно игнорировать аспекты, которые не нравятся, и сосредоточиться на том, что покажется важным. И зацепит. Если таковое найдется в каноне.
И вот к чему я веду. Некоторые произведения позволяют это делать, а некоторые нет. И первое я часто встречала в канонах, а второе гораздо чаще в фиках.
И почему я заговорила именно о Море... ну, я уже неделю в нее играю и с некоторыми фиками тоже ознакомилась. Здесь становится важна метафора твириновой дури, что постоянно всплывает в текстах. И я подумала: вот оно! Это и есть то самое ощущение!
От фиков. Не от канона. Канон в нашем случае увлекателен и чертовски милосерден. Отчасти, потому что это игра, отчасти, оттого, что это ХОРОШАЯ игра.
Так вот. Есть тексты, в которых читателю хорошо и уютно независимо от того, что в этих самых текстах происходит. Потому что есть пространство для маневра, свобода эмоций и мнений. Читатель может сам выбирать, как относиться к героям и событиям, и где именно находится его "я". Считает ли он себя наблюдателем? Сочувствует ли он герою, идентифицируется ли с ним? Или он идентифицируется с антагонистом и вообще смотрит на все с другой стороны?
Есть варианты. Но в этом прелесть чтения. Книга - это приключение, независимо от размера и жанра.
Есть и другие. Эти набрасываются и душат. В них нет читателя, ни в качестве наблюдателя, ни в качестве участника. Его "я" грубо стирается, его попросту сносит лавиной эмоций и ощущений. Авторских эмоций и ощущений. Такие тексты не пытаются увлечь, не спрашивают, хочет ли читатель этого, готов ли он к этому, а просто берут и без прелюдий обрушивают на него все свои чувства.
Я хотела поставить вопрос, но, написав предыдущий абзац, поняла, что в этом нет необходимости. Возможно, все проще, чем казалось?
Потому что, чем неумелей автор, тем больше и явственней он проявляется в тексте. С этим можно поспорить. Да я бы сама высказалась против! Потому что автора в тексте всегда много, так должно быть. Секрет в том, чтобы его спрятать, замаскировать.
Но дело не только в компетентности, тут все немного менее очевидно.
Если литература это диалог (а это диалог, и если не принимать в расчет этот факт, можно растерять всех читателей), то должна быть какая-то культура. Мы не спешим выворачивать нутро ни перед первым встречным, ни даже перед хорошим другом. Не потому что боимся. Точнее боимся, но не за себя. Это может быть неприятно, грубо, неуместно и так далее. Мало ли причин. Разве с искусством не то же самое? Даже если искусство - это эротические новеллы по мотивам произведений массовой культуры. Тут вопрос только в масштабе, а подход должен быть тем же.
Вернемся к авторам. Я достаточно долго изучаю фэндомы, чтобы знать, что многие используют фанфикшн только для того, чтобы высказаться. Нет, не сказать что-то важное, а просто слить ненужные эмоции. Как высморкаться. Только вот платок в нашем случае случайный читатель. Интернет давно стал свалкой и эмоциональным унитазом.
Не могу сказать, что способна по тексту пронзить у автора депрессию или другие расстройства, но в некоторых случаях душевное неблагополучие очевидно.
В некоторых случаях душевное неблагополучие автора становится душевным неблагополучием читателя.
Вы только взгляните на этих экзальтированных школьниц в комментах...
В общем, мне кажется, что это ужасно вредно. И я верю в зло, заключенное в словах.
Честно? За недостаточную тактичность я бы сжигала рукописи (иногда вместе с авторами). Потому что сила искусства, такие дела. Но тут есть две проблемы.
Во-первых, я не могу оценить степень своей объективности. Что хорошо одному, у другого вызовет несварение. И есть вероятность, что я просто гиперчувствительна к некоторым вещам.
Во-вторых, я вот вообще не уверена, что сама никогда так не делала.
Но из этого можно сделать два вывода:
Если кто-то действительно сочтет мои тексты удушающими, значит, все делают это неосознанно. Да и какая здесь может быть осознанность?
Если же нет... то мне и не дано понять, сколько ни рассуждай. Тут нужно особое строение мозга. Или особое состояние сознания.
у меня даже нет тега для таких постов
Как обычно о чтении и писательстве
О, посмотрите, я внезапно написала пост в дневник. Я же послала дневники к чертям еще в прошлом году. Ну какая же неожиданность.
да я всего лишь записала пару фраз и сохранила черновик, потому что удобно, а потом понеслось
Я долгое время не могла сформулировать, что мне так не нравится в фанфиках. Не во всех, конечно, в некоторых, и даже не "что", а скорее "как". И даже теперь не могу сказать с уверенностью, не является ли моя неприязнь просто особенностью восприятия, обусловленной характером.
читать дальше
да я всего лишь записала пару фраз и сохранила черновик, потому что удобно, а потом понеслось
Я долгое время не могла сформулировать, что мне так не нравится в фанфиках. Не во всех, конечно, в некоторых, и даже не "что", а скорее "как". И даже теперь не могу сказать с уверенностью, не является ли моя неприязнь просто особенностью восприятия, обусловленной характером.
читать дальше